Новости

Новости номинантов: Как технология виртуальной реальности помогает медработникам оказывать неотложную помощь

13 августа 2021

VR активно используют в различных областях человеческой деятельности – туризме, ритейле, маркетинге, промышленности и, конечно, медицине. Сегодня с помощью технологии виртуальной реальности пациенты проходят курсы восстановительной терапии и реабилитации, а врачи диагностируют заболевания на ранних стадиях.

Важным направлением является также процесс подготовки медицинских кадров с помощью VR. Во многих зарубежных медицинских колледжах используют тренажёры виртуальной реальности для отработки профессиональных навыков. Например, стоматологи учатся делать местную анестезию, хирурги – проводить операцию, а в психиатрии виртуальная реальность используется по принципу «чтобы понять больного, нужно увидеть мир его глазами».

В России тоже ведутся разработки образовательных VR-решений в сфере медицины. По заказу РНИМУ им. Н.И. Пирогова компания Modum Lab разработала тренажёр для фельдшеров скорой помощи по оказанию скорой и неотложной помощи в санитарном автомобиле.

Сложность разработки состояла в том, что фельдшер должен поверить в то, что происходит с ним в тренажёре. Надев VR-очки, специалист буквально оказывается внутри виртуального пространства. В данном случае – в автомобиле скорой помощи. Для того, чтобы погружение в виртуальную среду было максимально правдоподобным, интерьер автомобиля, а также всё необходимое оборудование и препараты – кислородная маска, фонендоскоп, пульсоксиметр, шприцы, ампулы с лекарственными средствами, таблетки и многое другое – воспроизведены в мельчайших деталях.

В симуляции нет дополнительного управления перемещением, в отличие от многих других тренажёров виртуальной реальности. Чтобы осуществить перемещения по салону автомобиля скорой помощи, нужно сделать физические шаги – так, как это происходит и в жизни. Пользователь видит свои руки в медицинских перчатках и может взаимодействовать с пациентом.

Основная задача специалиста – проанализировать состояние пациента и провести необходимые действия, чтобы стабилизировать его для его дальнейшей транспортировки в стационар.

Фельдшер может воспользоваться 11 методами диагностики: электрокардиография, пульсоксиметрия, глюкометрия, термометрия и другими. Таким образом, у медработника будет возможность определить частоту и характер дыхания, измерить пульс, температуру, давление, снять и проанализировать ЭКГ. Также ему доступно проведение визуального осмотра пациента: например, оценка реакции зрачков, наличия или отсутствия дыхания. Все механики взаимодействия с пациентом достаточно правдоподобны и осуществляются согласно установленным правилам проведения медицинских процедур.

Тренажёр позволяет отработать алгоритмы оказания неотложной помощи по 6 сценариям, в основе которых лежат следующие клинические ситуации:

  • острый коронарный синдром с кардиогенным шоком;
  • острый коронарный синдром с отёком легких;
  • анафилактический шок;
  • внутреннее кровотечение;
  • остановка дыхания и кровообращения;
  • обморок.

Каждый из шести сценариев доступен в трёх режимах:

  • Демонстрационный;
  • Обучающий;
  • Режим контроля.

В демонстрационном и обучающем режимах специалист ознакомится с механиками и регламентами, сможет проверить свои знания на практике, используя подсказки. Режим контроля предназначен для оценки самостоятельных действий медработника.

«Образовательные элементы для наших врачей и медицинских сестёр должны быть как можно более интерактивными и позволять не только получить знания, но и отработать некоторые практические навыки. Мы постарались сделать такой тренажёр, в котором специалист может отработать навыки диагностики и лечения пациентов, находящихся в критической ситуации, при этом он находится в своей реальной профессиональной обстановке», - прокомментировала проректор по послевузовскому и дополнительному образованию РНИМУ им. Н.И. Пирогова Ольга Природова.

Источник