ПАО «Тюменские моторостроители»
Публичное акционерное общество «Тюменские моторостроители» (ПАО «ТМ») - крупнейшее машиностроительное предприятие Тюменской области.
Возникновение завода В 1963 году связано с началом развития нефтегазового комплекса Западной Сибири.
Технологии, оборудование, материалы и средства контроля, создаваемые для производства авиационных двигателей находили широкое применение в нефтяной и газовой промышленности. Более чем за 55 лет около 50 тысяч специалистов, работающих в Тюменской области, прошли трудовую и профессиональную подготовку на моторостроительном производстве.
История завода началась с освоения РУ19-300 и с организации производства компрессорных рабочих лопаток для ремонта двигателей АМ-5А, эксплуатировавшихся на самолетах ЯК-25 и других. Завод ежегодно выпускал 300-400 тысяч таких лопаток, которые поставлялись ремонтным базам ВВС. Тогда моторостроители впервые встретились с требованиями высочайшего качества, стабильности технологии и надежности продукции, используемой в производстве авиадвигателей. В дальнейшем приобретенный опыт всегда использовался при производстве продукции. Завод изготавливал подьемно-маршевые двигатели Р27В300, Р29В500 для палубных самолетов ЯК-38, ЯК-38М, эксплуатировавшихся на авианосцах «Киев», «Новороссийск», «Минск», форсажные трубы и камеры сгорания для самолетов СУ-24, форсажные трубы для современных самолетов МИГ-29, ракетные двигатели для противовоздушных, противоракетных, противокорабельных комплексов и крылатых ракет. Двигатели РУ19А-300 для самолетов АН-24, АН-26, АН-30.
С декабря 2010 года Публичное акционерное общество «Тюменские моторостроители» входит в холдинговую структуру ООО «Газпром центрремонт» и является региональной базой по ремонту газотурбинных двигателей ДР59, ДЖ59, ДЦ59, ДГ90 и газоперекачивающих агрегатов ГПА-10, ГПА-10-01, а также по производству полной номенклатуры запасных частей к ним.
В 1996 году заместителем председателя Правления РАО «Газпром» В.В.Ремизовым утверждено решение № ВВ-95 «Об организации ремонта двигателей судового типа на ПАО «ТМ». В апреле 1999 года между Публичным акционерным обществом «Тюменские моторостроители» и РАО «Газпром» было подписано Генеральное соглашение о сотрудничестве и утверждена «Программа освоения капитального ремонта и сервисного обслуживания судовых двигателей ДР59, ДЖ59, ДГ90, запасных частей к ним…» № 1625. Реализация этой программы позволила в течение 1999-2002 гг. выполнить все работы по реконструкции производственных мощностей, освоению запасных частей, прокладке газопровода высокого давления, строительству ГРС, блока подготовки топливного газа, реконструкцию испытательного бокса с вводом генератора мощностью 12 мВт для выработки энергии при испытании отремонтированных двигателей. Учитывая успешный опыт реализации этой трёхлетней программы, в феврале 2003 года между ОАО «Газпром» и Публичным акционерным обществом «Тюменские моторостроители» было подписано Генеральное соглашение о долгосрочном (до 2020 года) сотрудничестве и утверждена «Программа развития мощностей по капитальному ремонту двигателей ДР59, ДЖ59, ДГ90, ДН80, ДН70, блоков ГПА-10, ГПА-10-01, производству запасных частей к ним, сервисному обслуживанию и участию в производстве двигателей ДН70 и ДН80…» № Д-17-240.
В результате сложившейся внешнеполитической ситуации произошёл разрыв сотрудничества с Украиной по ремонту газотурбинных двигателей. С 2014 года ПАО «ТМ» не закупало ни одной детали с завода – изготовителя для ремонта двигателей судового типа; полностью освоено самостоятельное производство всех деталей и узлов для этих двигателей.
В ПАО «ТМ» отремонтировано и поставлено газотранспортным предприятиям ПАО «Газпром» более 900 двигателей и газоперекачивающих агрегатов.