Новости

Появится ли в России Цифровой кодекс?

13 февраля 2024

Еще августе 2023 года Минцифры представило проект стратегии отрасли связи, в котором было предложено разработать Цифровой кодекс. Он призван комплексно урегулировать развитие IT-технологий и инфраструктуру связи в России, а также сформировать общую систему правовых норм для этих отраслей.

При Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России появится рабочая группа по разработке Цифрового кодекса. "Планируется, что в ее состав войдут представители общественных организаций, законодатели и бизнес", - рассказали в пресс-службе ведомства.

По словам Александра Хинштейна, председателя комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи, кодекс как систематизированный свод законов позволит комплексно прописать все базовые понятия и явления по каждому из направлений: связь, информация, персональные данные, интернет, СМИ.

"Приняв его, можно будет провести сквозную переработку отраслевых законов. Отраслевое законодательство - не только устаревшее, но и разрозненное. Нам то и дело его приходится править", - отметил Александр Хинштейн. Он добавил, что кодекс впервые закрепит права и обязанности всех сторон - государства, отрасли, пользователей: "Намерен самым активным образом участвовать в деятельности рабочей группы Минцифры, куда уже получил приглашение войти".

Напомним, что с инициативой о создании такого базового документа Александр Хинштейн выступил в июне 2023 года на стратегической сессии по развитию отрасли связи, которую по поручению президента проводил премьер-министр России Михаил Мишустин.

Сопредседатель Экспертного совета премии «Приоритет: Цифра - 2024», исполнительный директор АРПП "Отечественный софт" Ренат Лашин заявил, что ассоциация планирует войти в состав рабочей группы по созданию Цифрового кодекса, чтобы представлять на этой площадке интересы российских разработчиков тиражного ПО.заявил, что ассоциация планирует войти в состав рабочей группы по созданию Цифрового кодекса, чтобы представлять на этой площадке интересы российских разработчиков тиражного ПО.

Президент РУССОФТ, сопредседатель Экспертного совета премии «Приоритет: Цифра - 2024» Валентин Макаров тоже сообщил, что ему интересно войти в рабочую группу, которая будет трудиться над Цифровым кодексом. Он подчеркнул, что в нем нужно предусмотреть три фактора: разрешение массового применения киберфизических систем в рамках стандартов, соблюдение требований безопасности общества и соблюдение прав личности на идентичность в цифровом мире

Сейчас в российской нормативно-правовой базе, которая касается сферы связи, много разрозненных документов. Кроме того, за счет развития интернета и цифровых технологий онлайн-платформы стали полноценными конкурентами традиционным каналам распространения информации, товаров и услуг, а границы между традиционным и цифровым рынком стираются. 

Минцифры предлагает в ближайшее время внести в законодательство изменения, которые обеспечат соответствие нормативно-правового регулирования темпам развития отрасли связи и помогут устранить административные барьеры. По мнению представителей министерства, впоследствии это поможет систематизировать отраслевое законодательство, переработать его внутреннее содержание и создать на его основе логически согласованную и цельную правовую систему.

Однако создание Цифрового кодекса порождает массу вопросов у юристов и других представителей отрасли. Является ли достаточным для проведения кодификации массив нормативного материала? Необходим ли четкий критерий его отбора для кодификации? Как быть, если в ходе кодификации не получится разграничить обобщаемый материал с уже имеющимися кодификациями? Также важно понять, действительно ли федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в полной мере играет свою роль как основной регламентирующий документ и какие еще законы необходимо кодифицировать. Не стоит забывать и тот факт, что при формировании Цифрового кодекса необходимо четко подобрать критерии отбора норм кодификации и понять, какое место он занимает в отношении других кодификаций. То есть являются ли нормы о цифровизации публично-правовыми или частноправовыми.