Новости
Железнодорожное машиностроение: состояние отрасли в 2021 году и предложения ИПЕМ по новым мерам поддержки
20 июля 2021
13 июля премьер-министр Михаил Мишустин дал поручение Минпромторгу проработать меры поддержки для транспортного машиностроения, включая поддержку импортозамещения ключевых систем и компонентов. ИПЕМ проанализировал состояние железнодорожного машиностроения по итогам пяти месяцев 2021 года и меры поддержки в других сферах транспортного машиностроения. Институт считает целесообразным применить дополнительные меры поддержки ж/д машиностроения для сохранения стабильной работы предприятий отрасли.
Несмотря на то, что доля ж/д машиностроения не превышает 1% в структуре ВВП (по оценкам ИПЕМ она составляет около 0,62%), отрасль оказывает значительный мультипликативный эффект на экономику. По модели межотраслевого баланса ИПЕМ каждый рубль, выпущенной продукции ж/д машиностроения обеспечивает рост ВВП на 1,28 рубля (мультипликатор ВВП) и выпуск всех отраслей экономики на 3 рубля (мультипликатор выпуска).
За 5 месяцев 2021 г. общая стоимость отгруженной продукции железнодорожного машиностроения (без учёта производства запчастей и услуг по ремонту) составила 153,84 млрд руб., что на 1% меньше, чем за аналогичный период 2020 года. Общая стоимость новой отгруженной продукции в 2020 г. составила 455 млрд руб. Наиболее негативно пандемия COVID-19 и меры по сдерживанию распространения эпидемии оказали влияние на производство пассажирских вагонов локомотивной тяги и путевую технику.
Для сохранения стабильной работы предприятий железнодорожного машиностроения ИПЕМ предлагает внедрить ряд не применяемых сейчас мер поддержки производителей и стимулирования спроса, а именно:
- предоставление предприятиям отрасли субсидий на компенсацию части затрат на производство подвижного состава, в частности затрат на электроэнергию, сырьё и комплектующие, а также на содержание рабочих мест;
- предоставление субсидий производителям ключевых комплектующих, предоставляющих скидку на свою продукцию производителям подвижного состава;
- предоставление скидки на приобретение нового подвижного состава при сдаче старой техники на утилизацию;
- предоставление налоговых льгот и/или компенсация части затрат на осуществление основной деятельности эксплуатантам при приобретении нового российского подвижного состава на основе долгосрочных контрактов;
- разработка единых подходов к оценке уровня локализации для поддержки выпуска продукции, произведенной из российских комплектующих на территории России.