Новости

Воздушное такси и грузовые беспилотники: разработки участников Московского инновационного кластера

04 мая 2021

Весь мир в апреле вспоминал Юрия Гагарина и первый полет в космос. Преодолев земное притяжение тогда, человек продолжает исследовать Вселенную. Технологии развиваются, и возможностей для этого с каждым годом становится больше. Вносят свой вклад в развитие аэрокосмической отрасли и передовые столичные компании. А помощь им оказывает Московский инновационный кластер. На платформе новые разработки находят поддержку города, а еще инвесторов, клиентов и единомышленников.

«Участники кластера реализуют более 40 инновационных проектов в аэрокосмической сфере — это непосредственно производство беспилотных воздушных средств, беспилотных авиационных систем, оборудования, узлов летательных аппаратов, проектирование и создание инфраструктуры для реализации сервисов с применением беспилотников, разработка технологий спутниковой связи и другое. Участникам доступно более 200 мер поддержки. Чаще всего предприниматели обращаются за субсидиями на участие в российских и зарубежных выставках, на инжиниринг и обучение сотрудников компании», - рассказал руководитель Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы Алексей Фурсин.

Столичные компании выпускают беспилотники, которые могут доставить тяжелые грузы и осуществлять учет товаров на складах, проектируют сверхлегкие ракеты и изучают экологию из космоса. Рассказываем об интересных проектах, которые поддерживает Московский инновационный кластер.

Вид из космоса

В 2020 году участником кластера стала компания Success Rockets. Она занимается сбором и анализом космических данных. С помощью спутников легче отследить многие процессы. Например, можно предсказывать стихийные бедствия и оперативно реагировать на них, следить за экологической обстановкой и искать полезные ископаемые, развивать агробизнес. В будущем космические снимки планируют обрабатывать с помощью искусственного интеллекта.

Компания разработала собственные ракеты сверхлегкого класса. Хотя с точки зрения обычного человека сверхлегкими их назвать не так просто — вес самой легкой ракеты составляет 34 тонны. Их можно использовать для вывода малых аппаратов в космическое пространство для метеорологических исследований, тестирования различных систем в космосе и других научных исследований. Производитель уже сделал тестовый запуск.

Кроме того, компания делает спутниковые платформы для малых космических аппаратов, группировки спутников для передачи данных, а также космические буксиры, которые смогут доставлять малые космические аппараты с опорной орбиты на более высокие.

Транспорт без пилотов

Современные технологии облегчают труд человека, яркий пример — беспилотный транспорт. Так, компания «Алет» разрабатывает дрон, который транспортирует грузы весом до 600 килограммов на дальние расстояния, в том числе и в труднодоступные регионы. При этом скорость дрона близка к скорости вертолета (в среднем более 200 километров в час).

Беспилотники могут помочь человеку и в привычной работе. Так, компания «ЮВЛ Роботикс» разработала дрон для подсчета запасов на складе. Компании регулярно проводят инвентаризацию не только для бухгалтерской отчетности, но и для понимания, сколько у них осталось товара. Обычно на это уходит много времени и средств, так как в течение всего подсчета склад должен быть закрыт (принимать и отдавать продукцию нельзя).

Люди могут ошибаться, тогда подсчет окажется неверным. Кроме того, на многих складах используются стеллажи до 20 метров в высоту. Забираться туда может только человек со специальной подготовкой. Для компаний это новые затраты и риск.

Предприниматели предлагают вести подсчет с помощью дронов. Беспилотники облетают стеллажи, сканируют маркировку палет и обрабатывают информацию, а затем передают ее на наземную станцию. Также дрон может делать фотографии каждой палеты. Это удобно, быстро и безопасно. Для сравнения: на инвентаризацию склада, где хранится 20 тысяч палет, потребуется около трех дней и 30 человек. А с помощью шести дронов можно управиться за три часа.

Дроны для инвентаризации уже используют крупнейшие компании в России и за рубежом. В будущем разработчики хотят научить беспилотники компьютерному зрению, чтобы они не только оценивали палету по маркировке, но и видели, что на ней хранится.

Летающими устройствами занимается еще одна компания — участник Московского инновационного кластера — «Ховер». Предприниматели создали аэротакси, которое может поднять в воздух двух человек (общий вес не должен превышать 300 килограммов).

Внешне устройство только отдаленно напоминает автомобиль, больше похоже на футуристичный легкомоторный самолет. Летающее такси может разгоняться до 200 километров в час. Полетом управляет компьютер, который сам следит за безопасностью. Пассажиры сидят в кевларовых креслах и защищены специальным внешним каркасом, а на случай аварий есть парашют, который безопасно опустит машину вместе с людьми на землю. Компания уже провела серию испытаний на Малой спортивной арене в «Лужниках».

Импульс для развития

Для развития рынка беспилотников их полеты должны стать регулярными и безопасными, в том числе и для вертолетов и самолетов, которые будут делить с ними воздушное пространство. Это станет возможным только после создания системы информационного обеспечения полетов беспилотных воздушных судов. Реализацией такого проекта занимается компания «Астра».

Для вертолетов и самолетов есть система управления воздушным движением. По сути, система для беспилотников станет ее «младшим братом». Система позволит составлять план полета, документировать, автоматически отслеживать местонахождение дронов и корректировать при необходимости их маршрут. Беспилотники смогут летать законно и безопасно на высоте до 100 метров и до трех тысяч метров даже там, где нет сети (LTE, 5G, Wi-Fi). По задумке авторов проекта, это будет обеспечено наземными и бортовыми модулями, использующими в том числе и российскую спутниковую связь.

Пока проект находится в активной разработке, базовые сервисы и первый опытный образец появятся до конца года. Авторы рассчитывают, что Московский инновационный кластер поможет найти разработчиков беспилотников и сервисов для дронов. Это поможет понять их требования и потребности и учитывать их при создании системы.

*По материалам официального сайта Мэра Москвы