Новости

Владимир Богданов («Баск»): Из экстремального спорта мы пришли в экстремальный бизнес

08 октября 2019

Компания "Баск", российский производитель одежды и снаряжения для экстремальных видов спорта, активного отдыха и путешествий, начала выпуск своей первой продукции еще в 90-е. Первая альпинистская пуховка, отшитая с целью «продержаться до зарплаты», вылилась впоследствии в солидный бизнес. В этом году "Баск" празднует 30-летие с начала производства. Об истории успеха компании, выпускающую продукцию под торговой маркой BASK, о российских реалиях ведения бизнеса, а также о состоянии и перспективах развития легкой промышленности в России поговорили с Владимиром Богдановым, генеральным директором компании «Баск».

*Интервью проводится в преддверие Национальной премии в области импортозамещения и трансфера технологий «Приоритет – 2019», номинантом которой стала компания «Баск».

Легко ли производить в России?

- Производством мы занимаемся уже 30 лет и в какой-то степени привыкли к российским реалиям.

Вообще, 95% всей нашей продукции мы производим в России, и примерно 5% производим в других странах – в Беларуси, во Вьетнаме.

Производство в России имеет специфику и мы ее освоили. Поэтому производить в России можно, но к этому надо серьезно подготовиться.

Изменилась ли ситуация за пять лет в связи с курсом на импортозамещение?

- Мы конкурируем с иностранными марками и всегда с 90-х годов эти марки занимали на российском рынке доминирующее положение. В лучшее время доля нашей продукции на российском рынке в аутдор-сегменте составляла 7%.

В 2005 году мы создали ассоциацию «Российская Aутдор Группа» и получили поддержку от Минпромторга России. В частности, предприятиям ассоциации оказывается поддержка в участии в иностранных выставках. Также мы участвуем в проектах РЭЦ.

Мы являемся компанией, которая замещает иностранную продукцию и конкурирует с иностранными марками. Поэтому чем хуже в стране, тем лучше у нас: иностранная продукция становится в два раза дороже, а цены на нашу продукцию остаются прежними. Это выведенная за 30 лет формула. Поэтому перспективное для нас время было в 1998 году, а также в 2014 году.

В общем, за пять лет мы выросли и впереди большие возможности.

Выпускаете ли уникальную продукцию в аутдор-сегменте?

- Россия очень холодная страна. Все полезные ископаемые добываются на Северах. Исторически наша компания создает сверх теплую одежду. Сейчас мы участвуем в НИОКРе по ПП 1312, а также разрабатываем арктическую одежду для температур минус 40 градусов и ниже. Большинство иностранных компаний не производят такую одежду – им это не нужно, у них другой климат, другое транспортное сообщение. А у нас в Якутске минус 60 и транспорт плохо ходит – у людей экстремальная жизнь, поэтому сверх теплая одежда очень востребована в России, особенно наша детская линия.

Какова ситуация с тканями и фурнитурой в России? Что закупаете за рубежом?

- На сегодняшний день все материалы мы закупаем за рубежом.

При этом в наших изделиях около 60% себестоимости - это российские затраты. Во-первых, это стоимость работы. Во-вторых, все утеплители – и пуховые, и синтетические - у нас российские. Сейчас Россия начинает делать мембранные и другие материалы, но те, которые нужны нам – инновационные - мы закупаем в Японии, Корее и США. Молнии, фурнитуру и другие комплектующие также закупаем за рубежом.

Однако, отмечу, что некоторые ткани уже можно найти на российском рынке – ткани российского производства. Такие мощности созданы. И это радует.

Можно ли найти кадры для легкой промышленности?

- Кадры мы буквально взращиваем и очень бережем. Многие сотрудники работают в нашей компании по 15-20 лет. Большое внимание уделяем поиску конструкторов и технологов – это значимый ресурс компании. Эти специалисты профессионалы высокого уровня, работающие в сложных программах.

Как в целом оцените текстильную отрасль в России?

- Пока текстильная отрасль остается слабой. Наблюдаем такую тенденцию последние 30 лет. Небольшой всплеск был в начале 2000-х, когда на российский рынок пришли Adidas, Puma, Reebok и начали производить в России.

Считаю, что сейчас в текстильной отрасли нужно провести широкую модернизацию, нужно идти сразу в цифру. На практике же сейчас используется оборудование, которое еще в 80-е годы при СССР было завезено в нашу страну. Тогда это было суперсовременное оборудование. В 90-х все рухнуло и это оборудование распродавалось крупными разорившимися фабриками. И самое печальное, что это оборудование используется до сих пор.

Какова ваша история успеха? Почему выпускник МФТИ, инженер в космической отрасли стал производителем одежды?

- Я дипломированный инженер-математик. 10 лет отработал в НПО «Энергия» в Королеве – запускали станцию «Мир». Но когда зарплата стала 20 долларов, а у меня была семья, двое детей, пришлось уйти. Мой брат, сооснователь нашей компании, занимался лазерами и тоже оставил науку.

Тогда и занялись производством спортивной одежды и аксессуаров. Выбрали это направление, потому что всю жизнь занимались спортом – водным туризмом. Еще в те годы организовали байдарочный кооператив. Судьба сложилась так, что из экстремального спорта мы пришли в экстремальный бизнес. Первое с чего начали – сшили альпинистскую пуховку, которую продали за хорошие деньги. Думали, что это временное занятие. Оказалось – дело жизни!

*Беседовала Ксения Авдеева, руководитель Пресс-центра премии «Приоритет»

Тел. 8 (495) 269-44-20, pr@prioritetaward.ru