pic

ПАО «Тюменские моторостроители»

Публичное акционерное общество  «Тюменские моторостроители» (ПАО «ТМ») -  крупнейшее машиностроительное предприятие Тюменской области.

Возникновение завода  В 1963 году  связано с началом развития нефтегазового комплекса Западной Сибири.

Технологии, оборудование, материалы и средства контроля, создаваемые для производства авиационных  двигателей находили широкое применение в нефтяной и газовой промышленности. Более чем за  55 лет около 50 тысяч специалистов, работающих в Тюменской области, прошли трудовую и профессиональную подготовку на моторостроительном производстве.

История завода началась с освоения РУ19-300  и  с организации производства компрессорных рабочих лопаток для ремонта двигателей АМ-5А, эксплуатировавшихся на самолетах ЯК-25 и других. Завод ежегодно выпускал 300-400 тысяч таких лопаток, которые поставлялись ремонтным базам ВВС. Тогда моторостроители впервые встретились с требованиями высочайшего качества, стабильности технологии и надежности продукции, используемой в производстве авиадвигателей. В дальнейшем приобретенный опыт всегда использовался при производстве продукции. Завод изготавливал подьемно-маршевые двигатели Р27В300,  Р29В500  для  палубных самолетов ЯК-38, ЯК-38М, эксплуатировавшихся на авианосцах «Киев», «Новороссийск», «Минск», форсажные трубы и камеры сгорания для самолетов СУ-24, форсажные трубы для современных самолетов МИГ-29, ракетные двигатели для противовоздушных, противоракетных, противокорабельных комплексов и крылатых ракет. Двигатели РУ19А-300 для самолетов АН-24, АН-26, АН-30.

С декабря 2010 года Публичное акционерное общество «Тюменские моторостроители» входит в холдинговую структуру ООО «Газпром центрремонт»  и  является региональной базой по ремонту газотурбинных двигателей ДР59, ДЖ59, ДЦ59, ДГ90 и газоперекачивающих агрегатов ГПА-10, ГПА-10-01, а также по производству полной номенклатуры  запасных частей к ним.


В 1996 году заместителем председателя Правления РАО «Газпром» В.В.Ремизовым утверждено решение  № ВВ-95 «Об организации ремонта двигателей судового типа на ПАО «ТМ». В апреле 1999 года между Публичным  акционерным обществом  «Тюменские моторостроители» и РАО «Газпром»  было подписано Генеральное соглашение о сотрудничестве и утверждена  «Программа освоения капитального  ремонта и сервисного обслуживания судовых двигателей ДР59, ДЖ59, ДГ90, запасных частей к ним…» № 1625.  Реализация этой программы позволила в течение 1999-2002 гг. выполнить все работы по реконструкции производственных мощностей, освоению запасных частей, прокладке газопровода высокого давления, строительству ГРС, блока подготовки топливного газа, реконструкцию испытательного бокса с вводом генератора мощностью 12 мВт для выработки энергии при испытании отремонтированных двигателей. Учитывая успешный опыт реализации этой трёхлетней программы, в феврале 2003 года между ОАО «Газпром» и Публичным акционерным обществом  «Тюменские моторостроители» было подписано Генеральное соглашение о долгосрочном (до 2020 года) сотрудничестве и утверждена «Программа развития мощностей по капитальному ремонту двигателей ДР59, ДЖ59, ДГ90, ДН80, ДН70, блоков ГПА-10, ГПА-10-01, производству запасных  частей к ним, сервисному обслуживанию и участию в производстве двигателей ДН70 и ДН80…» № Д-17-240.

В результате сложившейся внешнеполитической ситуации произошёл разрыв сотрудничества с Украиной по ремонту газотурбинных двигателей. С 2014 года  ПАО «ТМ»   не закупало ни одной детали с завода – изготовителя для ремонта  двигателей судового типа; полностью освоено самостоятельное производство всех  деталей  и узлов для этих двигателей.

В ПАО «ТМ» отремонтировано  и поставлено газотранспортным предприятиям ПАО «Газпром» более 900  двигателей и газоперекачивающих агрегатов.