В рамках проекта «Гражданский календарь импортозамещения» эксперты Центра ОНФ по мониторингу технологической модернизации и научно-технического развития (Центр мониторинга НТР) выяснили, как сказываются процессы импортозамещения на продуктах питания, лекарствах и товарах повседневного спроса.
 
Результаты исследования были представлены на Центральном штабе ОНФ.
 
Проект стартовал во Владивостоке в сентябре 2015 года. По словам руководителя Центра мониторинга НТР Анны Заборенко, в течение года региональные активисты дважды собирали информацию о наличии на полках аптек и магазинов лекарств, продуктов и товаров народного потребления. Также в ходе исследования была зафиксирована стоимость и национальная принадлежность производителя.
 
Проведенная работа позволила отследить динамику реализации импортозамещения во всех федеральных округах России.
 
Совместно со специалистами социологических и экспертных организаций представители Центра провели мониторинг удовлетворенности покупателей и выявили позитивные изменения, риски, а также явные проблемы.
 
Как отмечают эксперты ОНФ, одним из положительных моментов стабильное желание россиян покупать отечественные товары. По мнению трети граждан, качественными могут быть только товары российского производства. Осознанно переплачивать за них готовы 15% респондентов.
 
По словам активистов, в аптеке также наблюдается аналогичный уровень «потребительского патриотизма». По мнению 23% россиян, отечественные лекарства являются наиболее эффективными.
 
Позитивный тренд на увеличение также отмечен в плане разнообразия продуктов питания. За полгода среднее значение количества видов продуктовых товаров выросло на 15%.
 
При этом участники проекта обеспокоены снижением доли ряда социально значимых российских продуктов, таких как картофель (сократилась на 4%), морковь (сократилась на 10%) и томаты (сократилась на 6%). Наоборот, в аналогичных категориях импортных товаров наблюдается рост доли.
 
«Больше всего удивляет, когда отечественные товары обгоняют импортные. Например, стоимость отечественной моркови увеличилась на 47%, а зарубежной – только на 15%. Цена российских яблок выросла на 30%, при этом импортных – на 17%. Хотя по логике вещей должно быть как минимум наоборот», – уточнила Заборенко.
 
Также руководитель Центра отметила, что в большинстве случаев средние цены, зафиксированные активистами, не соответствуют официальным данным Росстата, который не отражает такого роста.