Необходимость создания российского предприятия по производству канатных дорог назрела давно, однако наиболее заметно эта проблема была обозначена в октябре 2016 года на Международном спортивном форуме «Россия – спортивная держава». Тогда представители Союза горнолыжной индустрии отметили нехватку качественных предложений на рынке горнолыжного туризма России, низкий уровень спроса на услуги горных комплексов и недостаточный уровень развития отечественного производства горнолыжного оборудования, экипировки и инвентаря.
Полгода спустя, в марте 2017 года, эта проблема была зафиксирована уже на уровне правительства России – в протоколе «О мерах по развитию внутреннего и въездного туризма на территории Северо-Кавказского федерального округа, в том числе по развитию курортов Северного Кавказа». В протоколе было сформулировано поручение разработать и представить на рассмотрение Правительства России до конца 2017 года концепцию развития горнолыжной индустрии в РФ, уделив особое внимание вопросу импортозамещения оборудования для горнолыжных комплексов. Ответственными соисполнителями были назначены четыре федеральных ведомства: Минэкономразвития, Минпромторг, Минспорта и Минкавказ.
Постепенно началась проработка вопроса локализации. В мае на круглом столе в австрийском Инсбруке представители местных производственных компаний, признанные лидеры рынка проектирования, строительства и эксплуатации горнолыжных комплексов, отметили перспективность сотрудничества с Россией.
Тогда же исполнительный директор Союза горнолыжной индустрии Владислав Субботин заявил, что локализация зарубежного производства должна стать первым и ключевым шагом в создании отечественного оборудования. «Препятствие, мешающее горнолыжной индустрии развиваться в России, – это практически полное отсутствие отраслевого производства: сегодня все оборудование закупается за рубежом, и резкие скачки валютного курса приводят к серьезному удорожанию техники», – сказал он.
По словам В. Субботина, в рамках в концепции по развитию горнолыжной индустрии в России будет рассмотрена целесообразность введения таможенных льгот на поставку оборудования канатных дорог, сниженных ставок налогов на использование ресурсов и аренду земельных участков для строительства производственных мощностей, субсидирования процентной ставки по привлеченным кредитам.
В начале осени АО «Курорты Северного Кавказа», «Корпорация развития Северного Кавказа» и французская компания POMA S.A.S. обсудили возможность создания совместного предприятия по проектированию, строительству и производству канатных дорог для горнолыжных курортов.
24 октября в Москве тремя компаниями было подписано соглашение о сотрудничестве и взаимодействии в рамках проекта «Национальные канатные дороги», стратегической целью которого станет локализация производства и обеспечение востребованности продукции совместного предприятия по сборке компонентов канатных транспортных систем с привлечением квалифицированных кадров.
«Необходимость создания промышленного предприятия, которое занималась бы производством горнолыжного оборудования, назрела давно. Горнолыжные курорты в нашей стране активно развиваются и набирают все большую популярность. Но, к сожалению, пока необходимое оборудование для строительства курортной инфраструктуры мы вынуждены закупать за рубежом, что, естественно, повышает стоимость реализации проектов. Поэтому мы пришли к выводу, что необходимо максимально локализовать производство комплектующих в России», – подчеркнул Первый заместитель Министра по делам Северного Кавказа, председатель Совета директоров АО «Курорты Северного Кавказа» и «Корпорация развития Северного Кавказа» Одес Байсултанов.
«Наша цель – 100% локализация производства горнолыжного оборудования. Пока на первом этапе мы сосредоточились на 80%. Это позволит нам создать дополнительные рабочие места, снизить стоимость реализации проектов по строительству горнолыжной инфраструктуры и, конечно, перенять у наших французских коллег ценный опыт», – отметил он и добавил, что проект в значительной мере соответствует задачам по развитию экономики, построенной на высоких технологиях, и росту производительности труда, которые были поставлены Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в ходе большой пресс-конференции.
Российско-французский проект будет реализован в три этапа. На первом этапе будет создан учебный центр, специализирующийся на обучении сотрудников в области проектирования, строительства, эксплуатации и технического обслуживания канатных дорог. В нем будет проводиться подготовка, аттестация, а также повышение квалификации инженерного персонала, руководящего состава и профильных сотрудников – технического и электротехнического персонала. После прохождения обучения специалисты могут быть задействованы не только на объектах предприятия «Национальные канатные дороги», но и обеспечить потребности отраслевых производств в России в целом.
На втором этапе предполагается создание производственных мощностей для сборки поставляемых компанией POMA S.A.S. компонентов канатных транспортных систем. Создание сборочного производства с наличием склада запасных частей будет способствовать формированию логистической платформы, оперативному и качественному обслуживанию объектов канатных транспортных систем на курортах Северного Кавказа. В дальнейшем потенциал сборочного производства будет увеличиваться – с учетом возможностей обеспечения потребностей российского рынка и хозяйственных рынков СНГ.
Создание локализованного сборочного производства станет конечной целью участников проекта. Это позволит обеспечить производство компонентов канатных транспортных систем для обслуживания потребностей всесезонных туристско-рекреационных комплексов на Северном Кавказе, а также экспорт продукции за пределы рынка Российской Федерации.
В декабре работы по реализации проекта «Национальные канатные дороги» перешли в практическую стадию. Стороны обсудили перечень компонентов, производство которых можно в сжатые сроки начать на территории России с использованием существующих производственных площадок на территории субъектов Северо-Кавказского федерального округа. Делегация POMA S.A.S. осмотрела цеха заводов «Мединструмент», «Красный молот», «Грозненский электромеханический завод» в Чеченской Республике, «Севкаврентген-Д» в Кабардино-Балкарии, «Черкесский завод резиновых технических изделий» и автосборочное предприятие «Дервейс» (DERWAYS) в Карачаево-Черкесии, а также планирует рассмотреть ряд площадок в Ставропольском крае.
Французская сторона отметила достаточно высокий уровень материально-технического оснащения и удовлетворительное состояние производственных цехов ряда заводов.
И вот, на прошлой неделе состоялось подписание плана мероприятий («дорожной карты») по созданию совместного российско-французского предприятия «Национальные канатные дороги», в соответствии с которым стороны должны определить финальные площадки для производства компонентов канатных дорог. Также участникам предстоит согласовать основные технические параметры проекта, включая перечень компонентов, планируемых к производству в рамках совместного предприятия, и объем финансирования, необходимого для запуска производства.
«Будет в России больше канатных дорог — будет и конкуренция. Если раньше в горнолыжную отрасль вкладывались только крупные игроки вроде „Газпрома“ и „Лукойла“, то сегодня индустрия интересна игрокам поменьше — и это по-настоящему здоровый процесс. В конечном счете выиграет и экономика Северного Кавказа, и представители бизнеса, и туристы», — подчеркнул директор НП «Собрание горнолыжных центров России» Борис Петров.