Об автоматизации малого бизнесазадумывается, пожалуй, каждый здравомыслящий и стремящийся к финансовой стабильности и росту предприниматель, занятый в таком формате коммерческой деятельности. 
 
Но, если проект только-только начинает выходить на рынок, компания еще нестабильна, то выделить бюджет на приобретение программы учёта для малого бизнеса или другого лицензионного ПО, затруднительно. Ведь, как бы банально это ни звучало, в начале пути на счету каждая копейка. А автоматизировать-то надо. Потому что Excel и Word – это, конечно, хорошо, но не для того, чтобы управлять и минимизировать издержки. А случаются эти самые издержки и промахи в управлении по обыденным причинам: «не увидел», «не доглядел», «забыл».
 
Если автоматизировать надо строительство
 
К примеру, в сфере строительства, которая является одной из приоритетных отраслей экономики, факторы срыва сроков, нецелевого использования ресурсов и финансов приводят к систематическим потерям. Причиной этих потерь может быть как бы естественное утекание денег по причине человеческого фактора (несколько раз заказали одни и те же материалы, например). Нарваться можно и на  штрафные санкции, которые по договору вправе наложить заказчик строительства, если будет допущен срыв сроков проведения строительных работ.  
 
Следовательно, тут нужно подключать не столько авторитарный стиль управления, сколько специализированные средства автоматизации строительного бизнеса. Речь идёт о тех программах, которые способны автоматизировать учёт договоров, бюджетирование, сформировать календарные, ресурсные, финансовые планы, дать предупредительные сигналы об отклонении от заданных значений (когда план с фактом не сходятся).
 
Конечно, стоимость таких IT-решений отнюдь не «пять рублей». Начинающему строительному предприятию даже в Москве с выделением средств на автоматизацию может быть не просто.
 
Государство помогает
 
Так что же теперь делать? Отложить приобретение софта для малого бизнесав долгий ящик, пока всё не «устаканится»? Кому как… А для активных, не боящихся собрать необходимые документы предпринимателей, скажем, что государство может выделить субсидию малому бизнесу. И субсидию эту вполне реально направить на приобретение программного обеспечения. Ведь не зря же на государственном уровне говорят про инновации, импортозамещение и развитие стартапов.  
 
Важно заметить, что программы поддержки малого бизнеса делятся на федеральные и региональные. Так что многое зависит от «руководителей на местах».
 
Напомним, что при решении задач, связанных с открытием и развитием компаний, владельцам предприятий малого бизнеса следует руководствоваться Федеральным законом 209-ФЗ «О поддержке малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
 
Итак, куда же следует обращаться за государственной субсидией.
— Центр занятости населения, включая его региональные представительства.
— Департамент предпринимательства.
— Местные администрации, действующие на уровне отдельных регионов.
 
Субсидии предоставляются государством на следующие цели:
— Приобретение основных средств (кроме легковых автомобилей).
— Организация и оснащение рабочих мест.
— Приобретение лицензионного программного обеспечения.
— Аренда офиса.
— Приобретение сырья и материалов.
 
Что касается условий получения субсидии и её денежного размера – эти составляющие зависят от региона, на территории которого зарегистрировано предприятие малого бизнеса.
К примеру, для Москвы условия получения субсидии следующие (информация взята с официального сайта Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства).
С момента регистрации юридического лица (в том числе ИП) должно пройти не более 2-х лет.
Юридическое лицо должно соответствовать критериям субъекта малого и среднего предпринимательства (Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ).
Организация (в том числе ИП) должна быть зарегистрирована и состоять на налоговом учете в Москве, а также не иметь просроченной задолженности по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации на день подачи Заявки.
Уплата в бюджет города Москвы должна составлять не менее 50% от общей суммы налогов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в период действия договора о предоставлении субсидии (в случае наличия у субъекта МСП обособленных структурных подразделений за пределами территории города Москвы).
Юридическое лицо должно участвовать в финансировании Проекта собственными (привлеченными) средствами в размере не менее 50% общего объема затрат на реализацию Проекта.
 
Порядок получения субсидии
— Обратиться в окружной Филиал ГБУ «Малый бизнес Москвы».
— Подготовить комплект документов в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 1.06.2012 № 254-ПП.
— Подать заявку в ближайший филиал ГБУ «МБМ».
— Защитить проект на заседании Отраслевой комиссии ДНПиП.
— Найти себя в протоколе заседаний Отраслевой комиссии.
— Заключить договор с ДНПиП о предоставлении субсидии.
— Предоставить отчетность в ГБУ «МБМ».
 
Документы для получения субсидии:
— Заявка на предоставление субсидии из бюджета города Москвы.
— Извещение о проведении отбора получателей субсидий.
— Шаблон бизнес-плана.
— Договор о предоставлении субсидии.
 
Сколько дадут?
Размер субсидии для начинающего предпринимателя Москвы может составить максимально 500 000 рублей. При этом сумма субсидии рассчитывается индивидуально для каждого предпринимателя.
 
Бюрократия как бюрократия
Как видите, путь к получению субсидии на автоматизацию малого бизнесане отличается бюрократией, с которой бы не готов был столкнуться молодой, предприимчивый владелец компании.  Если есть цель найти средства на построение бизнес-процессов в компании, то она вполне достижима.
 
Материал подготовлен компанией «АЛТИУС СОФТ».