В современном мире все большее значение имеет инновационность бизнеса. Стремясь повысить эффективность работы, корпорации и холдинги вводят новые технологии и пытаются максимально оптимизировать производство. Высокотехнологичным областям промышлености особенно важно «идти в ногу со временем» и использовать новейшие научные разработки для повышения конкурентоспособности стратегических отраслей российской экономики.
 
Внедрение инноваций актуально и для развития локомотиворемонтного хозяйства страны. Одним из перспективных направлений деятельности крупнейшего провайдера сервисных услуг по обслуживанию локомотивного парка на сети 1520 — ООО «Локомотивные технологии» — является применение Инструментов 4.0. Это позволит фактически создать новую модель управления бизнесом и обеспечивать не только плановые, но и ремонт подвижного состава по «фактическому состоянию». Технология получила название «умный локомотив». Какими возможностями обладает такая модель и какие перспективы открывает перед рынком?
 
«ЛокоТех» ежегодно обслуживает более 15 тыс. локомотивов. Компания  активно внедряет современные технологии, повышает эффективность работы. В первую очередь, это методы «бережливого производства», инструменты снижения непроизводительных потерь и повышения производительности труда, автоматизация процессов.
 
К примеру, в области диагностики состояния локомотивов «ЛокоТех» активно использует инновационные системы мониторинга, которые отвечают требованиям безопасности и ресурсосбережения. Применяет программное обеспечение, которое выводит диагностику на новый уровень. И сейчас стало возможным прогнозировать состояние локомотивов заблаговременно, не дожидаясь отказа техники. Глобальная цель этой работы состоит в необходимости улучшать качество предоставляемых услуг. Задача повышения производительности труда всегда имела приоритетное значение в промышленности, а современные вызовы и экономические реалии в еще большей степени обязывают компанию уделять данному вопросу самое пристальное внимание. В итоге внедрение системы «умный локомотив» позволит существенно снизить операционные затраты, количество неплановых ремонтов и повысить коэффициент технической готовности локомотивного парка.
 
Перед «ЛокоТех» стоит и более амбициозная задача – создать киберфизический, или «умный парк» локомотивов. Разработчиком данного решения является компания Clover Group. В целом под киберфизическим оборудованием подразумевается новое поколение умных вещей. Это так называемый индустриальный интернет, или Индустрия 4.0, то есть четвертая промышленная революция. Первая была, когда придумали паровой двигатель, вторая – когда электричество, третья – когда полупроводники. После каждой из них ландшафт промышленности сильно менялся. Сейчас мы на пороге четвертой промышленной революции. И киберфизический локомотив – это результат Индустрии 4.0, когда железные агрегаты и интеллектуальные системы постепенно становятся единым технологическим организмом. «Умный парк» локомотивов способен понимать, диагностировать себя и помогать человеку в принятии решения для совместной эффективной эксплуатации.
 
Для России это революционная идея, система не имеет аналогов в нашей стране. Дело в том, что по сети РЖД до сих пор ездят советские локомотивы. Их техническое оснащение не позволяет собирать всю необходимую информацию о состоянии подвижного состава. Для этого нужно много датчиков, сенсоров и пр. Так что на первом этапе планируется заменить всю начинку, чтобы она соответствовала новым требованиям. При этом сами математические модели, которые заложены в аппаратную часть, при правильном применении открывают широкие возможности. Их придумали еще полвека назад советские и иностранные математики, но только сейчас пришло время применить их по-новому.
 
Новые технологии имеют явные преимущества перед существующими решениями, которые основаны  на линейных правилах. Так, если температуры между цилиндрами отличаются на 80 градусов – это плохо, запуск без прокачки масла – тоже плохо. Внедряемые инструменты также найдут эти аномальные режимы, но, кроме того, они выявят дополнительные. Система примет оптимальное решение о состоянии локомотива на основе совокупности множества параметров и предскажет срок службы оборудования.
 
Немаловажный вопрос, который всегда возникает при внедрении новых технологий, связан с подготовкой персонала. Система «умный локомотив» подразумевает создание максимально удобного и интуитивно понятного интерфейса. Будет организовано полное техническое сопровождение обучение персонала и сервисная поддержка проекта. «Локомотивные технологии» в партнерстве с Clover Group делают все возможное, чтобы процесс внедрения инноваций при ремонте, эксплуатации и обслуживании локомотивов был наиболее естественным и приносил реальную пользу владельцам парков, сокращая временные и финансовые затраты.